«Мы шьем одежду до 84 размера, а иногда и больше», - основатель бренда PlusModa.
Открывать и содержать свой бизнес в современных условиях очень сложно. Цены растут, маржинальность падает. Но когда тебе пишут благодарственные отзывы, это вдохновляет и заставляет создавать что-то новое и уникальное для своих постоянных покупателей.
Свой бизнес я открыла 2 февраля 2017 года. Это тот случай, когда хобби переросло в нечто большее. Я с детства всегда шила - себе, подругам, соседям, знакомым. Вещи всегда были яркими, необычными с изюминкой. А так как в советское время эксклюзивной одежды практически не было, клиентов у меня было много.
Какой объем первоначальных инвестиций был вложен в открытие бизнеса?
Накоплений у меня не было. До открытия своего бизнеса я 7 лет работала швеей на одной из ивановских фирм.
Вообще в нашей стране очень не просто открыть бизнес, если у тебя нет первоначального капитала. Только зарегистрировав ИП или ООО, нет даже смысла идти в банк за кредитом, вам не дадут. Поэтому мне пришлось брать кредит как физлицо. Я уже точно не помню, первый кредит был около 200-300 тысяч. И мало того, что первые заработки уходили на развитие производства, так ещё и постоянно добирались кредиты.
А вы не пробовали обращаться в такие организации, как «Мой бизнес»?
Пробовала, но не на этапе формирования бренда. Но у них довольно странная политика. Они готовы оплачивать посещение мастер-классов или коучей. Но очень часто, те кто проводят эти мастер-классы, очень далеки от ниши. И непонятно, чему они могут научить человека, который сам прошёл путь открытия и формирования бизнеса, имея лишь теоретические знания.
Вообще в «Мой бизнес» меня пригласили стать участником проекта «Развитие», в котором принимали участие 25 предприятий региона. Но, например, когда меня приглашали принять участие в федеральных и международных конкурсах, мне отказали в помощи, хотя я представляла бы Ивановскую область.
Единственное, за что я благодарна «Моему бизнесу», мне помогли продлить сертификацию, которая у меня истекла.
Что было самое сложное в начале работы?
Сложностей было много, но я все этапы проходила сама. И считаю, что каждый бизнес, даже в одной нише, уникален и индивидуален. Сейчас мне говорят: «У тебя большой опыт, начни им делиться». Но я вам с уверенностью могу сказать, что тот, кто прошёл путь с нуля, никогда не раскроет все свои секреты. Ни один грамотный предприниматель не станет выращивать себе конкурентов. В моих интересах, чтобы процветал мой бизнес, а конкуренты пусть развиваются сами.
Практически с основания компании ваш бренд участвует в модных показах. Как это помогает?
Всегда хотелось поучаствовать показах, попробовать подиум. И вот мечта сбылась, меня пригласили на модный фестиваль в Плесе. Тогда фирма, которую я открыла, была совсем молодая, всего 6 месяцев. Я показала льняную коллекцию и была удостоена главного приза фестиваля «Серебряного феникса».
Это меня вдохновило, и я трудились над коллекциями для своего сайта и попутно участвовала в модных показах. В Иваново, Плесе, Москве и даже была приглашена в Париж на рождественский вечер к Пьеру Кардену.
Я хорошо знала Вячеслава Зайцева и даже принимала участие в презентации своих моделей в его Доме моды. А также работала под руководством мэтра над созданием его детской коллекции.
Часто ли вы принимаете участие в fashion-мероприятиях и какой «выхлоп» это приносит?
Если говорить о каком-то выхлопе, то его нет. Участие нужно скорее для себя, некого самоутверждения. А ещё для того, чтобы посмотреть, как публика принимает одежду.
Но опять же, та одежда, которую я отшиваю для сайта, и та, которая отшивается для подиума, она немного разная. Но для нас покупатель на первом плане, поэтому мы стараемся удовлетворять все запросы потребителей.
Вы дизайнер по образованию или это призвание?
Я училась в техникуме на швею. Но у меня были очень хорошие педагоги, которые учили не только шить, но и кроить, и делать лекала. По второму образованию я экономист.
Как рождаются модели?
Модели появляются в голове. Это творческий процесс, который невозможно объяснить. Причем многие мои модели получили популярность на крупных производствах. Например, широкие брюки у нас появились задолго до того, как они стали популярны повсеместно.
На какую аудиторию рассчитана ваша продукция?
В основном это средний класс. За годы нашей работы приходили запросы на пошив более дорогих вещей премиального класса, мы делали пробные модели, но спрос был небольшой. Наши основные клиенты - это нестандартно-полные люди. Часто одежду покупают пенсионеры, инвалиды, маломобильные граждане, т. к. у нас очень доступные цены.
Сейчас стало много молодёжи заказывать, т. к. мы расширили ассортимент в этом направлении.
Но сейчас на рынке много брендов size plus. В чем ваше отличие?
Я периодически мониторю рынок и вижу, что наша ниша востребована. В основном все бренды, которые позиционируют себя как size plus, шьют или перепродают одежду до 64 размера. И если у них попадаются модели 72 размера, это в основном халаты или простенькие брюки. А у нас ассортимент разный, и повседневная, и домашняя, и зимняя, и демисезонная одежда.
Когда мы только запустили сайт, у нас тоже было до 64 размера, но нам приходило очень много запросов на нестандартно большие размеры, и мы стали увеличивать размерный ряд по мере поступления запросов. Сейчас мы шьем модели с 44 по 84 размер, а иногда и больше, в зависимости от запросов.
Получается, у вас своего рода индивидуальный пошив?
Не совсем. У нас на сайте есть размерная таблица и подробное описание, как правильно снимать мерки. Клиент присылает свои параметры, и мы с ними работаем. Просто бывает, что клиент имеет очень нестандартные объемы, и исходя из этих данных мы выстраиваем модель.
Модели нестандартных размеров сильно дороже для покупателя?
Надо понимать, что покупатели с большим размером одежды имеют нестандартные пропорции фигуры, которые не подходят под обычную размерную таблицу. Они присылают мерки, и мы меняем модель под их фигуру. За эту услугу мы денег не берём, только за увеличенный расход ткани.
Вообще в сложившейся экономической обстановке мы стараемся не поднимать цены, хотя цены на ткань очень сильно выросли с марта 2022 года. Но люди не стали больше зарабатывать, поэтому я приняла решение «Пусть лучше я меньше заработаю, чем отниму у людей возможность покупать одежду и выходить из дома».
Как часто обновляется ассортимент?
Я стараюсь несколько раз в месяц пополнять ассортимент. А некоторые модели, которые не пользуются спросом, мы выводим из продажи.
Каким тканям вы отдаёте предпочтение?
Тем, что просит покупатель. В основном это натуральные ткани.
Где вы покупаете ткани и все необходимое для производства?
На оптовых рынках.
К сожалению, в России не налажено производство ткани. У нас в Ивановской области открылось несколько производств, но их заняли компании, у которых сырье идет из Узбекистана и Турции, и я считаю, что это не наше производство. Сейчас нас выручает Китай. Там стали делать ткани неплохого качества, они подходят и для летней, и для зимней одежды.
Я уже не говорю о том, сколько наших фабрик стоят разрушенными или в них открыли торговые центры. А ведь раньше Иваново славилось на весь СССР производством тканей, чего стоил Камвольный комбинат, который выпускал тончайшую шерсть, а теперь там ТЦ. Есть фабрики, которые делают ткани для постельного белья, но она не подходит для производства одежды, и, кстати, большинство из них это остатки советского наследия.
Очень хотелось, чтобы в России возродить производство тканей, но на это нужны огромные инвестиции, помощь государства и поддержка производителей.
А насколько выросла стоимость тканей с марта 2022 года?
На стоимость роста курса доллара. На оптовых рынках тканей все продается из расчёта доллара. Правда, курс у них может отличаться от официального.
Вы работаете только через интернет, почему нет офлайн-магазина?
Через интернет работать гораздо выгоднее. Если работать офлайн, значит надо платить аренду, зарплату продавцу, дополнительные поборы от арендаторов. Так, например, во многих специализированных торговых центрах, помимо аренды, есть ещё и дополнительные расходы, например, на доставку покупателей в этот ТЦ.
А работая только в онлайн-формате, мы можем давать своим покупателям максимально выгодные цены.
Тем более, сейчас очень стойкая тенденция перехода покупателей в онлайн-формат.
У вас есть не только женский, но и мужской ассортимент одежды. Насколько он востребован?
Мы не случайно добавили мужской ассортимент. Нам стали писать наши клиентки, у которых мужья тоже носят одежду больших размеров, и, оказывается, это тоже большая проблема. Ассортимент у нас не очень большой, но мы его постоянно пополняем, т. к. он тоже пользуется спросом.
Насколько сложно найти швей?
Очень сложно. Много швей умеют шить только постельное белье и найти человека, который умеет качественно производить полный цикл, очень сложно. Не очень понятно, почему в стране закрылось огромное количество профильных техникумов. А те, кто позиционируют себя как профессионалы, не имея профильного образования, раньше шили дома и на практике мало что умеют.
Ещё одна проблема швей - многие из них злоупотребляют алкоголем. Ты берешь на работу, она держится до первой зарплаты, а потом пропадает. Вообще средний возраст швеи в России это 50 лет.
Вас нет на маркетплейсах. Почему?
Я думаю, что производители должны развивать свой бренд, и это должно быть в приоритете. Мы пробовали работать с одним из маркетплейсов.
Это было примерно год. Не понравились условия сотрудничества, очень большие накрутки на товар с целью покрыть расходы на доставку, упаковку, примерку и прочее. Также не публикуются ответы на отзывы, если вдруг покупатель оставлял свой негативный. Соответственно, отзыв есть, ответа нет, из-за этого рейтинг съезжает вниз.
Мой подход к бизнесу таков, что покупатель должен получить товар с максимальной выгодой, по цене производителя. Так как покупательская способность у большинства покупателей в последнее время все же падает.
Как обстоят дела с конкуренцией?
В отличие от многих компаний, мы понимаем проблемы наших покупателей и стараемся их решать.
Мы шьем одежду до 84 размера, а в некоторых случаях и больше. Поэтому говорить о конкуренции сложно, нам не с кем себя сравнивать.
Цены на вашу продукцию выше или ниже, чем у конкурентов?
Цены разные. Но мы стараемся делать так, чтобы наша одежда была доступной.
Устраиваете ли вы акции и на каких условиях?
Очень редко. Т. к. у нас все раскупается и просто нет смысла их устраивать. Но мы делаем скидки покупателям.
Есть ли в ваших планах масштабирование бизнеса?
Конечно, хотелось бы масштабировать и развивать бизнес. Но несмотря на громкие заявления, реальной помощи в отрасли нет, все только через кредитование. Поэтому можно надеяться только на свои силы и средства.
Сколько денег вы закладываете ежемесячно на рекламный бюджет? Какие варианты привлечения клиентов наиболее результативные?
Когда мы только запускали бизнес, то было очень много денег потрачено на рекламу в Яндексе, наверное, за первый год около 200 тысяч. Но сказать, что от этого был большой прирост клиентов, я не могу. А сейчас я на рекламу не трачу. У нас настолько уникальное предложение, что люди нас находят сами.
Какой у вас средний чек?
У нас минимальная цена закупки на сайте 7000 тысяч, наверное, это можно считать средним чеком, потому что люди зачастую набирают одежду на эту сумму.
Какая маржинальность бизнеса?
Когда-то маржинальность была в районе 50%. Но сейчас курс доллара скачет и имеет тенденцию роста, а мы стараемся держать цены. Причём мы покупаем новую ткань по одной цене, отшиваем коллекцию, а на следующем закупе цена уже значительно выше. Но мы оставляем уже установленную цену. Поэтому сейчас маржинальность не выше 20-30%.
Что бы вы могли посоветовать молодым предпринимателям, которые хотят открыть бизнес?
Если вы планируете открывать свое дело, то помните - надеяться нужно только на себя. Вы должны быть стойкими, уверенными в себе, видеть цель и идти к ней. Бизнес не терпит слюнтяев и слабых людей. Для успеха надо быть целостной личностью. И только тогда у вас все получится.
08.08.2023